28.02.2014

Обсуждение поправок к Закону об оценке

ТПП РФ провела заседание, на котором происходило обсуждение некоторых изменений в законе «Об оценочной деятельности в РФ». Общую позицию, которой придерживается оценочное сообщество, представляли Шевцова И.А, занимающая должность Генерального директора НП «Деловой союз оценщиков», и Каминский А.В., являющийся Президентом НП «СРОО «Экспертный совет».

В своем обстоятельном выступлении Каминский А.В. проанализировал законопроект, который подготовило Минэкономразвития. Он подчеркнул, любой документ нужно рассматривать как рычаг усиления мер госрегулирования, или же развития саморегулирования. Последнее, прежде всего, предполагает создание четких профессиональных стандартов, постоянный контроль их выполнения. Поскольку представленный законопроект закрепляет передачу Минэкономразвития контроля над созданием соответствующих стандартов оценки имущества, это плохо скажется на саморегулировании отрасли.

Регулирование прозрачности оценочной деятельности

Согласно документу, без особых оснований увеличивается нагрузка на СРОО, Росреестр и оценщиков. Законопроект предлагает обязать оценщиков с течение 10 дней после подписания отчета уведомлять об этом СРОО. После этого СРОО обязан уже через сутки выложить информацию на сайте.

Коломиец предложил решить вопрос прозрачности в ином ключе. Он считает, что необходимо ввести требование обязательного открытого помещения в интернете текстов отчетов о проведенной оценке федерального, муниципального и субъектового имущества.

Кроме прочего, законопроект предполагает изменение понятия «рыночная стоимость», подразумевающее наиболее вероятную цену, на «расчетную денежную сумму». Докладчик не согласен с такой формулировкой, считая, что исключение вероятностного характера позволит следственным органам оспаривать практически каждый отчет о проведенной оценке. Если понятие рыночной стоимости и требует дальнейшего обсуждения, необходимо сохранить указание на его вероятностную природу.

Предложенные механизмы регулирования

Усиление госрегулирования оценочной деятельности, очевидно, не решит главных системных задач. По-прежнему остается актуальным вопрос введения механизма, который не даст возможности использовать НСОД в качестве инструмента недобросовестной конкуренции. Докладчики Шевцова И.А., Каминский А.В. выделили основные меры, которые способны этому воспрепятствовать:

  1. НСОД должен защищать и представлять интересы целой отрасли, а не отдельных СРОО, поэтому членство в НСОД должно стать обязательным и автоматическим при получении статуса СРОО. Это позволит разрабатывать одинаковые Стандарты для всех оценщиков.
  2. Каждому СРОО в НСОД принадлежит только один голос, взносы равны. При задолженности по членским взносам СРОО получает лишь совещательный голос.
  3. Автоматическое исключение из НСОД только при потере статуса СРОО.
  4. НСОД должен придерживаться принципов открытости и публичности, что подразумевает полную информацию на сайте, организацию прямых видеотрансляций всех заседаний НСОД и его структурных подразделений, размещение открытых ссылок на все видеозаписи.
  5. Обязательна ежегодная ротация Председателя.
  6. Запрет на предпринимательство.
  7. Один человек не должен совмещать должность исполнительного директора и Председателя НСОД.
  8. Контроль за НСОД осуществляет Росреестр.
Вверх
Вниз
Позвонить