21.05.2013

Рассмотрение методик расчета размеров УТС (утраты товарной стоимости)

Управление НП «СРОО «Экспертный совет» получило вопрос по поводу выбора наиболее правильной методики подсчета размеров УТС поврежденных и отремонтированных транспортных средств. Две наиболее распространенные методики описаны в следующих документах:

  • Методическое руководство для судебных экспертов. – М.2008 (Исследование автотранспортных средств)
  • РД 37.009.015-98 с изменениями 1-6 (НАМИ)

Сотрудники Исполнительной дирекции «Экспертного совета» подготовили развернутый ответ на этот вопрос:

1. Обе вышеприведенные методики обладают равными статусами, если рассматривать их с правовой точки зрения. Метод Минюста от 2008 года был опубликован, но не был утвержден. Вторая методика (НАМИ с изменениями) также опубликована, подписана определенным кругом лиц, но и она не прошла процедуру утверждения. Существует всего один утвержденный акт, в котором отображена процедура подсчета УТС, это руководство Минюста от 2001 года. Стоит отметить, что содержание данного документа практически не отличается от содержания метода Минюста от 2008 года.

2. Пользуясь большим опытом в области определения УТС на практике, эксперты пришли к следующим выводам:

Методика 2008 года оптимально подходит для российского автотранспорта, так как здесь размеры коэффициентов напрямую связаны с показателями «ремонт» (1,2,3). Для автомашин зарубежного происхождения подобные ремонтные работы заранее не предусмотрены. Поэтому возникает необходимость проведения ремонта с нестандартной трудоемкостью. В методе 2008 года же обязательно согласование с показателями «ремонт» и определенных нормо-часов.

Методика НАМИ основывается на определении УТС по методу немецкого инженера Эрнста Хальбгеваксома, который был разработан для не российских автомашин. Методика НАМИ использует позднюю редакцию метода Хальбгеваксома, она универсальна и определение УТС с ее помощью будет корректно как для иностранного автотранспорта, так и для отечественного.

3. Для полной уверенности в правильности расчета УТС, всегда следует проверять полученные результаты путем сравнения с рыночными показателями. То есть, если полученный результат никак не вяжется с условиями рынка, значит, следует перепроверить процедуру расчета. Анализируя рынок, следует обратить внимание на величину стоимости, на которую падает автомобиль при получении повреждения. Также на основании анализа рынка следует рассмотреть целесообразность проведения ремонта. Итак, отказаться от использования какой-либо методики определения УТС можно посредством сравнения полученных результатов с рыночными тенденциями.

Вверх
Вниз
Позвонить